Полис Старой Греции: общая черта
Обмен учебными материалами


Полис Древней Греции: общая характеристика



В процессе синойкизма (оседлости в городе, как политическом центре; слиянии фратрий и фил в укрепленных поселениях-акрополисах) в Греции начинают зарождаться города-государства -

полисы

. Более совершенного гос. порядка, чем города, греки создать не могли.

Определение:

Полис — сравнительно небольшая — от нескольких сот до нескольких тысяч человек — община граждан, основное занятие которых — земледелие, база экономики полиса.

Признаки:

Граждане

совместно владеют землей

, часть которой находится в коллективной собственности, а часть разбивается на наделы, отводящиеся главам семей.

Семья, домохозяйство

ойкос

-

основная структурная единица полиса

. Глава ойкоса представляет перед общиной интересы его членов;

Высший орган — народное собрание

, в котором могут участвовать все граждане, достигшие определенного возраста.

Граждане

считаются

политически и юридически равноправными

имеют право на получение земельного надела, в случае нужды на материальную поддержку общины.

Порабощение граждан категорически запрещается

. Запрещена передача частному лицу власти над отдельной территорией и ее населением с правом налагать на него ь свою пользу различные повинности.

Полис сограждан был высшей ценностью.

Противопоставление личности обществу, индивида коллективу не могло иметь места (благо и процветание целого обеспечивало благо и процветание каждого)

Гражданская община стремилась

регулировать уровень благосостояния

граждан, не допуская чрезмерного расслоения, угрожающего гомогенности

гражданского коллектива.

В процессе развития рабства и становления рабовладельческих общественных отношений полис превращался в

гарантию беспрепятственной эксплуатации рабов рабовладельцами.

Естественно, что рабовладельцами становились члены гражданской общины, рабами же — люди чуждые ей.

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИСА:

Власть.

В результате синойкизма власть базилевса распространялась на народ не непосредственно, а через глав родовых союзов и поэтому царская власть ослабла, а власть родовой знати усилилась. В результате перехода от царской власти к аристократической в рамках синойкизма в жизни полиса появляется politeia "образ правления" (гос.устройство). После того, как царя лишили сакрального ореола, власть в полисе воспринимается как власть людей, нечто присущее им и подчиненное тем же законам, что и люди. Если люди могут устанавливать законы, значит, могут устанавливать и власть.

Главная форма проявления власти - понятие гос. должности, подразделяемые по отраслям управления (военные, финансовые, судебные магистратуры и т.п.). Главный носитель власти - народ, поэтому главная цель населения полиса – добиться исономии на участие в народном собрании. Когда исономия стала равной для всех, аристократия стала демократией.

Граждане

(не вообще население). Гражданин полиса – "политическое существо", чья высшая цель – быть членом полиса. Полис и его население – нераздельны, слиты. Цели существования человека совпадают с целями существования полиса. Над полисом витал общий культ слова, являвшееся главным средством общения. Община полиса была крепко спаянным коллективом, где все друг друга знали в лицо.

Юр-ки все неграждане (иностранцы, рабы) не могут быть рассмотрены применительно к полису, однако гос. рабы (не > 2 тыс. чел.) могут считаться элементом полиса.

Территория

(небольшая). Акрополис – центр общины, затем город и пригород.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА

:

Собрание народа (Экклесия)

длилось весь день, но созывалось 40 раз в год. 125 праздничных дней – нельзя работать. Можно было работать 200 дней в году. Участники народного собрания в основном жили своим трудом. Зарплату за отправление магистратских должностей (до Перикла) не получали. Существовала соц. помощь неимущим гражданам. Государство распределяло доходы от гос. собственности среди всех граждан. Женщины в народное собрание не допускались.

Экономическая организация полиса держалась на земельном фонде и гос.литургии.

Темен

(=ager publicus) – общественный земельный фонд., владеть которым могли только граждане, которые сдавали его в аренду метэкам (иностранцам). С этих доходов производилось покрытие расходов других общественных объединений греков: фил и фратрий, устраивались религиозные празднества, т.к. формально темены принадлежали филам/фратриям или посвящались святилищу.

Литургия

– важное значение, т.к. прямого налога с имущества практически не было (только с богатых). Распределялись жребием только сред самых богатых жителей. Литургия – служение государству своим имуществом, напоминала по сути налоговые отношения, но по форме – добровольные пожертвования граждан на гос.нужды.

Виды литургий:

(1) обязанность за свой счет организовать театральное представление,

(2) обязанность за свой счет оснастить военный корабль и в течение года содержать его команду,

(3) устройство спортивных состязаний.

Помимо литургий граждане платили

с имущества военный налог

. Каждый, кому досталась обязанность нести литургию, мог призвать любого гражданина сделать это за него, поменявшись имуществом.

Экономическая организация полиса, т.о. представляла собой цель гос.регулирования. Через систему литургий, распределения гос.доходов и гос.земельного фонда граждане добивались уравнивания в материальном положении. Полис регулярно замораживал %, кассировал долги, выкупал сограждан из рабства. Государство снабжало "вперед деньгами на сельские работы" бедных. Поэтому Полис был не только общий дом, но и средство изменения условий своей жизни

Виды полисов:

1)полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большой долей труда зависимых работников, господством олигархии (Лакедемон, Спарта).

2)общество и государство с большой долей ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением труда рабов в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством (Афины).

Экономическая организация

общества. 29. Законодательство Драконта\

Драконт (VII в. до н.э.) - афинский законодатель. Согласно античной традиции, в 621 г. Драконта выбрали на должность архонта-эсимнета. Ему было поручено пересмотреть и записать действующие в Афинах законы.

Законодательство Драконта представляло собой сборник законов. Первое писаное право Афин. До нас дошли лишь их наименования. Драконтовы законы о непредумышленному убийстве действовали в афинах до 3 в до РХ.

Законы были чрезвычайно жестоки. О содержании законов мы можем узнать из "Афинской политии" Аристотеля. Однако, в "Политике" Аристотель говорит, что Драконту принадлежат уголовные законы, а конституции он не создал. Утверждают также, что впервые Совет четырехсот учреждает Солон. Имеется и ряд других несоответствий.

Реформа Драконта (620 г. до РХ) – первая реформа, коснувшаяся положения отдельных слоев населения. Он первым постановил, что гражданские права даются лицам, способным иметь тяжелое вооружение.

Высшие должности в государстве (архонты и др.) – доступны только для состоятельных граждан, у которых было свободного от долгов имущества не менее, чем на 10 мин серебра. Для занятия военной должности гиппарха или стратега требовался еще более высокий ценз – 100 мин серебра.

Т.о. Драконт упорядочил отношения между слоями общества, установив цензовою демократию (тимократию).

Драконт своим законодательством дал гражданские и политические права всем способным носить тяжелое вооружение.

Эпоха Драконта принесла такой судебно-административный орган как фесмофеты – коллегия из 6 архонтов и 1 секретаря. Они указывали, какому суду присяжных где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам, и т.п.

Совет Ареопага должен стоять на страже законов и наблюдать за должностными лицами, чтобы они правили по законам. Драконт также установил, что Совет должен состоять из 401 члена и избираться жребием из числа граждан Афин.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная